Управляемые переходы в динамических бистабильных системах и гальваническая коррекция нейронного управления

Описание проекта

Значимым результатом многолетней работы сотрудников МГУ совместно с коллегами из ИМБП РАН и Университетом Пуэбла (Мексика) стала математическая модель, описывающая возникновение информации в вестибулярной системе и ее дальнейшую передачу.

Самый простой механизмом связи движений головы и глаз – вестибуло-окулярный рефлекс. Коллективом из ИМБП РАН под руководством И.Б.Козловской и Л.Н.Корниловой в ходе исследований выявлено, что при длительном пребывании на орбите в 72% случаев у космонавтов регистрируются нарушения в прослеживании за движущейся целью и фиксации взора на цели. Нарушения вызваны механизмом нервного рассогласования – сенсорным конфликом, первым уровнем которого является отолито-каналовый конфликт. Нарушение точности саккадического перевода взора и плавного слежения приводит к существенному, в три и более раз, возрастанию времени, необходимого для нахождения и распознавания цели и установки взора.

Как показали исследования в длительном полёте, формирующаяся в ЦНС космонавта новая «нервная адаптационная модель» сенсорного обеспечения (КАС – космический адаптационный синдром) – непрочная и легко разрушается. Начиная с 50-х суток пребывания в условиях невесомости периодически вновь возникает резкое замедление реакции слежения.

Основываясь на имеющемся массиве данных, мы предполагаем, что можно корректировать выходную информацию с первичного афферентного вестибулярного нейрона при помощи гальванического тока (ГВС), параметры ГВС предложены Э.Сото (Университет Пуэбла). Данная технология уже позитивно показала себя на динамических стенах. Следующий вопрос: может ли ГВС помочь в невесомости и «добавить» на вход нервной системы отсутствующую вестибулярную информацию? МГУ совместно с корпорацией «Роскосмос» проводят работу «Изучение возможности уменьшения отолито-каналового конфликта в невесомости при гальванической стимуляции вестибулярного аппарата» на Международной космической станции, чтобы оценить влияние ГВС на информацию о линейных ускорениях.

Другие проекты
Показать все